?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Все мы родом из детства. Продолжение
maximalik
В 1 или 2 классе в Родной речи был рассказ "Совесть" Аркадия Гайдара о том, как девочка не пошла в школу, прогуляла уроки, а потом её мучила совесть.
Я тогда совсем не мог понять её мучений. Вроде слова все понятны, а ощущение бессмысленно-пустого набора слов. Теперь знаю ответ: В то время мне не было знакомо чувство стыда, не знал мук совести. Это как слепому рассказывать о цвете неба и травы.
Слово "понимать" очень часто используется в значении "чувствовать".
Знакомо чувство - значит, понимаешь.
"Этот дирижёр не понимает Вагнера."
"Не понимаю, что ты в нём нашла?"
"Счастье - это когда тебя понимают" (к/ф Доживём до понедельника)
Во всех этих примерах на самом деле речь идёт о чувствовании (сочувствовании), а не о понимании в рациональном смысле. Понимать кого-то = чувствовать так же.
Из-за путаницы в данных категориях, неосознании того, что человек может и имеет право чувствовать по-другому, очень много происходит человеческих драм, обид, конфликтов, непониманий. Скажу больше: многие проблемы человечества - именно из-за этого.

В психологии говорится о необходимости так называемого эмоционального насыщения в раннем детском возрасте. Мне кажется, что это не просто капитал духовно-чувственный на будущее, но и интеллектуальный. Настоящее понимание не может быть без прочувствования понимаемого. Чтобы понимать математику - надо уметь её чувствовать, зримо осязать  седьмым-восьмым-тридцать восьмым чувством её логические конструкции. У меня есть гипотеза, что трудности такого интеллектуального понимания имеют истоки в очень раннем детстве (в 1 классе школы уже поздно), когда формируется чувственная база.
Кроме слов "Все мы родом из детства" Экзюпери очень в тему подходят слова Марины Цветаевой из эссэ "Мой Пушкин": "Что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь".